20.02.2024 Новые статьи в формате Open Access

На сайте Springer опубликованы новые статьи в формате Open Access:

D. Ibadullayev, V. K. Utyonkov, Yu. Ts. Oganessian, F. Sh. Abdullin, S. N. Dmitriev, M. G. Itkis, A. V. Karpov, N. D. Kovrizhnykh, D. A. Kuznetsov, O. V. Petrushkin, A. V. Podshibiakin, A. N. Polyakov, A. G. Popeko, R. N. Sagaidak, L. Schlattauer, V. D. Shubin, M. V. Shumeiko, D. I. Solovyev, Yu. S. Tsyganov, A. A. Voinov, V. G. Subbotin, A. Yu. Bodrov, A. V. Sabel’nikov, Sh. G. Giniyatova & K. A. Kuterbekov, Study of the 242Pu + 48Ca Reaction at Super Heavy Element Factory // Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Physics, volume 87, issue 8, pages 1118-1122 (2023).

На новом газонаполненном сепараторе DGFRS-2, установленном на пучке циклотрона ДЦ-280 Фабрики сверхтяжелых элементов в ЛЯР ОИЯИ, выполнены эксперименты по синтезу изотопов 114 элемента в реакции 242Pu + 48Ca. Уточнены свойства распада 286Fl и 287Fl, а также продуктов их α-распада. Обсуждается возможность существования изомерных состояний у ядер в цепочке последовательных α-распадов 287Fl. Измерено максимальное сечение 10.4(-2.1;+3.5) пб реакции 242Pu(48Ca, 3n)287Fl.

E. A. Oleynik, E. P. Kozhina, S. A. Bedin & A. V. Naumov, Capabilities of Surface Enhanced Raman Spectroscopy for Identifying Multiple Pigments in a Complex Organic Mixture // Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Physics, volume 87, issue 12, pages 1879-1884 (2023).

Предложен способ высокочувствительной идентификации состава красок, применяемых в живописи, при помощи метода гигантского комбинационного рассеяния света с использованием усиливающих сигнал подложек с массивом вертикально-стоящих серебряных нанопроволок. На примере модельной темперной краски, на основе яичного белка с неорганическим пигментом (сурик свинцовый, массикот, изумрудный зеленый) показано, что при уменьшении концентрации пигмента применение подложек позволяет значительно повысить чувствительность при обнаружении пигмента в более низкой концентрации вплоть до 0.01 г, по сравнению с сигналом комбинационного рассеяния света на фольге. Использование усиливающих подложек позволяет повысить чувствительность метода, благодаря чему можно точно идентифицировать используемые компоненты не только по отдельности, но и виде смеси.

A. V. Laktionova, E. A. Dobrynina, V. A. Zykova & N. V. Surovtsev, Brillouin Scattering Study of Gelatin Films with Different Water Concentrations // Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Physics, volume 87, supplement issue 1, pages S66–S70 (2023).

Методом спектроскопии Бриллюэна исследован продольный модуль упругости пленок гидратированного желатина в зависимости от содержания воды в гигагерцовом диапазоне. Установлено, что модуль упругости увеличивается с ростом концентрации белка. Можно выделить два диапазона с различным концентрационным поведением, связанных с разными пропорциями связанных молекул воды. Установлено, что добавление глутарового альдегида в качестве стабилизирующего агента очень слабо влияет на значение модуля упругости пленок гидратированного желатина. Сшивающие (стабилизирующие) агенты, такие как глутаровый альдегид, применяются в качестве тканей и гидрогелей для различных биомедицинских целей. Эти агенты «сшивают» белковые молекулы межмолекулярными связями и, как следствие, могут изменять механические свойства материала.

Yu. N. Kulchin, S. O. Kozhanov, A. S. Kholin, E. P. Subbotin, K. V. Kovalevsky, N. I. Subbotina & A. S. Gomolsky, The Linearly Polarized Light Effect on Maize Development // Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Physics (2023). Статья вышла в свет в режиме Online First, а в дальнейшем будет включена в supplement issue 3 (2023).

Основной целью работы было изучение влияния линейно поляризованного света на развитие ростков кукурузы. Другая цель заключалась в подтверждении предложенной ранее модели. Методы, использованные в данной работе, включали разработку светодиодных источников света, оценку степени поляризации и статистический анализ. Использовали растения кукурузы (Zea mays L.), импульсный флуориметр Hansatech FMS 1+ и программное обеспечение TXP Series Instrumentation. Морфометрические измерения на 21-е сутки роста показали, что растения кукурузы разных сортов, выращенные в условиях линейно поляризованного света, развивались лучше, чем в условиях неполяризованного освещения. Кроме того, этот факт был подтвержден измерениями флуоресценции хлорофилла. Для объяснения значительного эффекта воздействия поляризованного излучения на кукурузу предложен механизм, согласно которому это воздействие зависит от формы и расположения клеток эпидермиса листа. У однодольных растений кукурузы листья имеют упорядоченное расположение клеток эпидермиса по сравнению с двудольными растениями, у которых клетки расположены хаотично и не имеют определенной формы. Таким образом, слой клеток кукурузы способен трансформировать линейно поляризованное излучение в эллиптически поляризованное излучение, при этом последнее должно более эффективно поглощаться хиральными хромофорами фоточувствительных структур нижележащих фотосинтетических клеток.

Подробнее о публикациях в формате Open Access в нашем журнале.